год 2003
страна США
слоган «lie cheat steal rinse repeat»
режиссер Ридли Скотт
сценарий Эрик Гарсия, Николас Гриффин, Тед Гриффин
продюсер Шон Бэйли, Тед Гриффин, Джек Рэпк, ...
оператор Джон Мэтисон
композитор Ханс Циммер
художник Том Фоден, Майкл Мэнсон, Майкл Каплан, ...
монтаж Доди Дорн
жанр триллер, драма, комедия, криминал, ...
сборы в США $36 906 460
сборы в мире + $28 659 212 = $65 565 672
сборы в России $1 038 501

Рой и Фрэнк, главные герои фильма - парочка мелких мошенников. Рой, ветеран своего "бизнеса", и его честолюбивый протеже Фрэнк занимаются продажей "водных систем фильтрации" и, соответственно, надувают наивных покупателей, обещая им в случае покупки, участие в лотерее, выигрышем в которой являются огромные суммы денег, хорошие автомобили и драгоценности. Конечно же, никто из этих простаков, заплативших в десять раз больше реальной стоимости этих фильтров, никогда не увидит ни одного из этих призов. Количество обманутых покупателей растет с каждым днем, капиталы жуликов, соответственно, тоже, но вот частная жизнь Роя не становится от этого лучше. Он боится любых тесных отношений с кем бы то ни было и даже обращается к психоаналитику, чтобы тот помог ему справится с этой фобией. Во время прохождения психологической терапии, Рой узнает, что у него есть дочь-подросток, о существовании которой он никогда не знал. Но самым большим шоком для нелюдимого Роя оказалось то, что Анжела очень хочет встретить своего настоящего отца. Сначала, испугавшись этого, Рой полностью входит в роль доброго, заботливого папы, и это начинает ему нравиться. Но вскоре девочка начинает догадываться о сомнительной карьере папы…

Рецензия:
Рой Уоллер (Николас Кэйдж) занимается сравнительно честным отъемом денег у населения, проще говоря, он мошенник. Схема жульничества проста - впаривать жадным простачкам фильтры для воды втридорога, обещая ценный приз виде новенького "Шевроле", а потом, заявившись к своим жертвам под видом инспектора, сообщить о том, что их облапошили. В полицию такие люди не заявляют, наивно полагая, что их делом уже занимаются соответствующие органы. Есть у Роя напарник по имени Фрэнк Мерсер (Сэм Рокуэлл), приличный "офис", дом, машина. Нет только одного - личной жизни. Ее полностью заменяет невроз, зачастую принимающий весьма странные формы. Рой не выносит грязи (особенно в щелях!), открытых окон (непорядок!), терпеть не может, когда по его ковру ходят в уличной обуви (для американца это клинический случай). Таблетки по утрам, дергающийся глаз, приступы паники и походы к психиатру стали обычным делом. А еще Рой тоскует по девушке, с которой расстался не лучшим образом лет 15 назад, когда она была беременна. Как обрести покой и равновесие? Новый врач Роя счел, что ему стоит попробовать начать с начала и попытаться найти свою бывшую возлюбленную и своего ребенка, если таковой есть на свете. Это оказалось несложным делом, и вскоре Рой узнал, что у него есть дочь Анжела, которая живет с мамой, и знать ничего не знает о своем отце. Это четырнадцатилетнее чудо, как и ожидалось, сваливается Рою на голову и переворачивает его обрыдлую, но такую привычную жизнь. Однако, девочка, унаследовав дух авантюризма и артистический талант отца, оказалась способной ученицей и напросилась с отцом "на дело"…
Этот фильм совершенно не то, чем кажется на первый взгляд. Наши прокатчики, сменив название фильма с адекватно непереводимого "Matchstick men" на банальное "Великолепная афера", определили для зрителя жанр фильма. Но дело в том, что это не очередная авантюрная криминальная комедия, где весь смак заключен в том, кто кого кинет и на сколько долларов. Формально рутинная работа мошенников показана, но она чудесным образом отходит на второй план, зрителю остается не прикидывать, как все повернется к финалу, а наблюдать за персонажами и в чем-то даже сочувствовать им. В целом фильм оказывается рассказом о попытках одинокого человека собрать свою жизнь заново. Ну а о "великолепной афере", о которой предупреждает название, зритель вполне может догадаться и к середине фильма...
Ридли Скотт - режиссер успешно работающий с самыми разными жанрами и формами, но тяготеющий к дорогим боевикам, в послужном списке которого значатся такие уважаемые и любимые фильмы как "Чужой", "Бегущий по лезвию", "Гладиатор", "Черный ястреб". На этот раз он снял камерный фильм, без спецэффектов и огромного бюджета. Взяв на главную роль Николаса Кэйджа, маэстро явно не прогадал - сдвинутого невротика Кэйдж играет ярко и выразительно, оттеняя даже блестящего актера Сэма Рокуэлла на второй план. Наверное, актерская игра - это первое достоинство фильма. Вторым является весьма органично поданная полижанровость ленты: "Великолепная афера" успешно сочетает в "одном флаконе" комедию, мелодраму, триллер. Чувство меры и вкуса создателей и способности актеров позволили создать фильм, который вспоминается с удовольствием.